Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия
Весь текст
|
|
Рекомендации родителям по адаптации к обучению в десятом классе
Весь текст
|
|
Адаптация к школе
Весь текст
|
Адаптация к школе –
длительный процесс, зависящий от многих факторов. Его можно разделить на
несколько этапов.
Первый
этап – его можно назвать
«физиологической бурей» - когда на первоклассника обваливается целый
комплекс новых воздействий, и, соответственно, организм отвечает бурной
реакцией и значительным напряжением практически всех систем.
Второй
этап - организм ребенка
начинает частично приспосабливаться и его энергетические затраты на
адаптацию снижаются.
Третий
этап – устойчивое
приспособление к новым условиям.
Длительность
каждого периода составляет 5-6 недель, и относительно устойчивого состояния
первоклассник достигает не раньше, чем к середине октября. Наиболее тяжелы
первые четыре недели, именно они и отличаются интенсивной работой
сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, что, несомненно,
сказывается на работоспособности. Обычные виды деятельности становятся
серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Исследования
показывают: при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, при ответе у
доски и контрольных работах пульс учащается на 15-30 ударов, повышается
артериальное давление и даже изменяются биохимические показатели крови.
Интенсивность изменений, происходящих в это время в детском организме, можно
сравнить с ситуацией воздействия экстремальных условий на взрослого
человека.
Когда же можно
говорить о благополучной адаптации первоклассника? Критерии таковы:
улучшение работоспособности на протяжении первых месяцев обучения,
отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и хорошее усвоение
программного материала. И еще – адекватное поведение, установление контакта
с одноклассниками и учителем.
А признаки
неблагополучия – это чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот,
депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Может нарушиться сон и
снизиться аппетит. Существует определенная категория детей, которые особенно
тяжело переносят адаптацию. Это, как правило, дети с неблагоприятным
периодом новорожденности, часто простужающиеся, имеющие различные
хронические заболевания, страдающие расстройствами нервно-психической сферы,
а также дети с недостаточным развитием определенных мозговых структур.
Советы родителям первоклассников
Совет
первый: самое
главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните:
то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может
оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш
интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.
Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о
чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком
после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет
второй: ваше
положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период
адаптации. Спросите у любого знакомого первоклассника, какая у него
учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая
красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится
одним из самых главных взрослых в жизни. Мудрым поступком будет поддержать
эту «влюблённость» ребёнка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего
ребёнка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Даже если лично у вас,
как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то
нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе
ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом
учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и
учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный
период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между
важными для него взрослыми людьми.
Совет
третий: ваше
спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет
ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что
бояться школы просто не нужно.
Совет
четвертый: помогите
ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобиться, если ребёнок не ходил до школы в детский
сад. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным
знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками,
помогите стать вашему ребёнку интересным другим.
Совет пятый: помогите
ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не
только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые
сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На
протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет
такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом
школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему,
позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима
дня, то постарайтесь мягко ввести его. Не заставляйте ребенка сразу
садиться за уроки. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек
тишины и отдыха. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к
дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к
более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так
как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться
более серьезно, чем раньше.
Педагог-психолог Д.С. Листратенко
Скрыть текст
|
Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия
Весь текст
|
Буллинг (от
английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это
агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и
жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в
физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
-
словесной травли
(оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
-
распространения слухов и
сплетен;
-
бойкота (одна из самых
опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду)
Кто участвует в буллинге
Буллинг наиболее распространён в
начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания
мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно
сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений
буллинга в школе в зависимости от класса, проведённое ДаномОльвеусом:
Если в коллективе началась
травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллеры
(придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от
конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга
бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается
только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели
получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин
«травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с
опытом наблюдения за продолжающимся насилием.
Буллинг причиняет ущерб
психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в
позиции безмолвных свидетелей.
Что делать, если ребёнок стал
жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать
абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы
родителей и уровня развития. Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без
внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем
он опасен
Если ребёнок стал жертвой
детского или подросткового буллинга, но не рассказывает об этом напрямую, о
травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
-
беспричинные боли в животе
и груди;
-
нежелание идти в школу и
плохая успеваемость;
-
нервный тик, энурез;
-
печальный вид,
беспокойство, тревожность;
-
нарушенный сон, кошмары;
-
длительное подавленное
состояние;
-
участившиеся простуды и
другие заболевания;
-
склонность к уединению,
нежелание общаться;
-
проблемы с аппетитом;
-
излишняя уступчивость и
осторожность.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема,
для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен
разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам
школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно
скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как
действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы
испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда
вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями:
«Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может
случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
Если вы чувствуете, что как
родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего
нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После этого вы сможете нормально
поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать
диалог:
-
«Я тебе верю». Это
даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой травли.
-
«Мне жаль, что с тобой
это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
-
«Это не твоя вина».
Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники
сталкиваются с разными вариантами детского буллинга — запугиванием и
агрессией.
-
«Хорошо, что ты мне об
этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
-
«Я люблю тебя и
постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта
фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с
детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи
в случае школьного насилия.
Что делать учителю
Проблема детского буллинга в
школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно
поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили
бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует
встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими
нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка, и
просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания.
Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в
неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через
несколько таких встреч ситуация с травлей в школе, как правило, себя
исчерпывает.
К сожалению, не все родители
находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход
на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как
травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно
времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может
сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи,
которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной
среде:
-
Рассказывать о случаях
буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
-
Нужно укреплять самооценку
и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
-
Нельзя надеяться отомстить
с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше
искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против
агрессии — юмор.
-
Необходимо избегать
ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в
ней.
-
Если стал свидетелем
насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать
жертве буллинга пойти за помощью к родителю или учителю, которому она
доверяет.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые
выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции
силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения
чаще всего являются проблемы в семье. Рассмотрим, как вести себя, если вы
подозреваете, что ваш ребёнок участвует в травле других детей в школе.
Что делать, если твой ребёнок
— буллер
Чаще всего буллерами становятся
дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие
моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной
вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых
одноклассниках. Такому ребёнку нужна помощь специалистов, но главное —
проанализировать, что происходит в вашем доме.
Бывают случаи, когда буллер
обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт
свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные
последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте
в качестве жертвы буллинга или агрессора.
Обратите внимание на окружение
ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей
(иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец,
сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться
в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Педагог-психолог С.М. Кульманова
Скрыть текст
|
Как избавиться от стресса?
Весь текст
|
1.
Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое
отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во
внешних обстоятельствах.
2.
Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы
добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам.
При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы
почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет.
3.
Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить
всех, начиная с себя.
4.
Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения
стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут
сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение,
посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.
5.
Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести
— значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не
по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
6.
Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте
себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в
делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты.
Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.
7.
По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может
быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна
с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от
этих приятных вещей.
8.
Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи,
родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что
им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.
9.
Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться
над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.
10.
Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не
только лучший, но и худший варианты развития событий. Чем больше готов,
тем меньше стресс.
11.
Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем
ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще
нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и
сейчас».
12.
Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально
раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких
техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс.
13.
Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого
стресса. В здоровом теле — здоровый дух.
14.
Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию.
Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и
вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие
проблем, а их успешное преодоление.
Релаксационные упражнения для снятия стресса
Упражнение 1
Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на
коленях, поставить ноги на пол и найти глазами предмет, на котором
сосредоточить свое внимание.
1.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох
(выдох должен быть заметно длиннее вдоха).
2.
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на
каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом
уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не
открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что
выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым
выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.
4.
Плывите по облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь
от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо
ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через
неделю — от 30 до 1, в конце концов — от 50.
Упражнение 2
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете
самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом,
практически незаметно для окружающих.
·
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
·
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
·
Напрягите и расслабьте икры.
·
Напрягите и расслабьте бедра.
·
Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
·
Напрягите и расслабьте живот.
·
Расслабьте спину и плечи.
·
Расслабьте кисти рук.
·
Расслабьте предплечья.
·
Расслабьте шею.
·
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам
покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Скрыть текст
|
Психологическая готовность учащихся к переходу из начальной школы в среднее звено. Советы родителям пятиклассников
Весь текст
|
Переход из начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе
школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во
многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в
первом классе.
Резкое изменение условий
обучения, разнообразие и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции
"старшего” в начальной школе на "самого маленького” в средней — все это
является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период
дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”,
чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность,
они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон,
аппетит.
В период адаптации важно
обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть
сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со
стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе
Прежде всего, это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов.
Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и,
если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать
связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для
взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия в
требованиях и помогли подростку справиться с возникающими трудностями.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом
уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю
преподавания каждого учителя.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке
домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки
самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко
возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует
обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в
значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
От вашей поддержки ребенка зависит многое!
Рекомендации для родителей
1.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным
вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте
время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о
школе.
Запоминайте отдельные имена, события и
детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для
того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно
спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах.
2.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его
успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если
вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его
проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и
домашних проблем.
3.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой
наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у
ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже
устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою
озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо,
настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных
заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и
поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за
хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по
себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их
сами.
Установите вместе с ребенком специальное
время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и
следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать
хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их
выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с
вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы
самостоятельно, а не подсказывайте их.
5.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в
школе.
Выясните, что вообще интересует вашего
ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами,
изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить
в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог
применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для
приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить
определенную поверхность.
6.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать
спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка
происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев
в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной
школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного
возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или
нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно
решать проблемы в школе.
Скрыть текст
|
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ?
Весь текст
|
Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что наркомания – серьёзная проблема нашего общества. Употребление наркотиков неизбежно влечет за собой серьезные последствия. Не важно, принимает человек «классические» растительные или новомодные синтетические вещества, в любом случае ему придется столкнуться с последствиями, которые разрушат его здоровье и жизнь, а также сделают реальность родных людей невыносимой.
УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ – ПУТЬ В БЕЗДНУ!
Привыкание к таким веществам (особенно к синтетическим видам) происходит очень быстро, и выбраться из этого человек самостоятельно уже не может.
Наркомания меняет все аспекты жизни:
• меняется внешность (тусклая кожа, потухшие глаза, желтые или черные зубы, болезненный вид, худоба);
• продолжительность жизни уменьшается примерно на 20 лет;
• теряется трудоспособность, меняется круг общения (общается с другими наркозависимыми);
• ухудшается качество жизни родственников наркомана, у них появляются психологические проблемы.
Однажды попробовав наркотик, человек может попасть в ловушку надолго.
ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Понять, что близкий человек принимает наркотические вещества можно. Зная основные признаки употребления наркотиков, увеличивается вероятность своевременного обращения к специалистам для успешного прохождения лечения.
Признаки, которые должны привлечь ваше внимание в первую очередь:
• Резкие перепады настроения, никак не связанные с реальной действительностью, которая окружает вашего ребенка. Например, весёлость и энергичность быстро сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или неуспехами в школе, с друзьями, они как бы сами по себе.
• Изменение ритма сна: ребёнок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать, не засыпает вовремя. Вы можете видеть, что он ночь напролёт занимается компьютером, играет на гитаре, прослушивает музыкальные записи, а на следующий день вновь сонлив, заторможен.
• Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребёнка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, съедает большое количество еды.
Это физиологические изменения в организме ребёнка, которые Вы легко можете обнаружить. Конечно, каждый отдельно взятый признак сам по себе может ничего не значить и может встречаться у любого ребенка в силу каких-то обстоятельств. Но если Вы не находите в этих обстоятельствах ничего такого, что могло бы изменить поведение или самочувствие вашего ребёнка, и если этих признаков несколько, то нужно бить тревогу.
Симптомы, которые можно наблюдать у людей, принимающих наркотики более-менее продолжительное время:
• Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию, изменение сознания: искажение, помрачение.
• Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность.
• Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).
• Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк.
• Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища.
• Блеск глаз.
• Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет.
• Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса.
• Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи («каша во рту»).
ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Прием наркотических средств не остается бесследным – последствия употребления наркотиков могут быть разными в зависимости от принимаемого вещества и срока наркомании. Наиболее распространенными последствиями приема наркотических веществ являются:
• снижение иммунитета и нарушение обмена веществ;
• истощение;
• инфекционные заболевания – ВИЧ, гепатиты;
• психозы и прочие психические расстройства;
• заболевания внутренних органов;
• снижение интеллекта, нарушение всех психических функций (внимание, память, мышление);
• передозировка (вплоть до летального исхода).
КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ПРЕДУСМОТРЕНО В НАШЕЙ СТРАНЕ?
Часть 1 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь звучит следующим образом: незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Часть 2 - незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327,329,331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Избежать таких серьезных последствий помогают специалисты. Куда может обратиться?
Анонимно в амбулаторно-поликлиническом отделении УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер» по адресу г. Могилев, пер. 4-й Мечникова, д.17. ИЛИ
позвонить на общенациональную «Детскую телефонную линию»
8-801-10-01-611
Скрыть текст
|
Выбор профессии
Весь текст
|
Памятка для родителей и учащихся по выбору профессии
Весь текст
|
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии - важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
- Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции морального удовлетворения
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами
- Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами
- Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась
- Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-либо профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают отношения к профессии своих родителей!
Скрыть текст
|
Самые востребованные профессии на 2014 год
Весь текст
|
При выборе своей профессии, стоит обратить внимание на то, насколько она востребована в реальности. Многие считают престижными и самыми востребованными специальности в сферах экономики и юриспруденции, однако, на сегодняшний день это далеко не так. Безусловно, работать юристом или экономистом в современном обществе почти всегда означает быть успешным. Но, не смотря на то, что эти специальности являются важными в современном мире, получить рабочие места по этим специальностям крайне сложно, так как очень большое количество конкурентов.
Одни из самых востребованных профессий в сфере маркетинга и менеджмента
Современное общество насквозь пронизано рекламой, реклама по телевидению, радио, в газетах, на щитах вдоль дорог, в интернете, даже заходя в подъезд, вы невольно замечаете яркие листовки с крупными надписями, кричащими о скидках и новых коллекциях. Вполне естественно, что сфера маркетинга и менеджмента содержит самые востребованные профессии. Сфера торговли и коммерции огромна и постоянно нуждается в новых кадрах. В списке самых востребованных профессий этой сферы присутствует большое количество специальностей, начиная от рядового продавца и заканчивая директором по маркетингу.
В современной торговле нужны люди, не только способные качественно реализовать товар непосредственно на месте продажи (при необходимости грамотно проконсультировать потенциального покупателя), не только специалисты, отвечающие за обеспечение продажи (логисты, водители) но и различные специалисты по рекламе. Ведь успех в продаже того или иного товара или услуги во многом зависит от рекламной компании, от того, как реализовываемый товар выглядит на фоне конкурентов, от правильно выбранной целевой группы потребителей, от образа товара или услуги в умах потенциальных покупателей, от вызываемых ассоциаций товаром или услугой. Большим плюсом для успешной работы в данной сфере будет наличие экономического образования.
Одни из самых востребованных профессий в сфере информационных технологий
В современном мире практически во всех сферах деятельности прочно занял своё место компьютер. Компьютеры применяются везде, начиная от хранения различных архивов и заканчивая автоматическим программным управлением различных станков на заводах. На сегодняшний день ни одно предприятие или фирма не обходится без бухгалтерии и перечня производимой или реализовываемой продукции в электронном виде. Разработка программного обеспечения, техническая поддержка, защита информации - каждое направление сферы IT требует квалифицированных специалистов.
Системный администратор и программист 1С - самые востребованные специальности в этой области.
Стремительное развитие сети Интернет превратило его в мощный рекламно-информационный инструмент, которым пользуются практически все компании для размещения информации о своих товарах и услугах, а также для их рекламы. Вследствие этого появился спрос на специалистов, занимающихся разработкой интернет сайтов, которая разделяется на несколько направлений – web-программирование, web-дизайн, содержание и продвижение сайта. А как следствие этого, появились и новые специальности, например, специалист по поисковой оптимизации, отвечающий за продвижение сайтов, контент-менеджер, отвечающий за содержание.
Востребованные профессии в сфере экономики
Банковская сфера постоянно развивается, и как следствие, требует новых специалистов. Однако следует учесть, что в данной сфере всё же есть ощутимая конкуренция за рабочие места, так как сама по себе сфера экономики считается престижной и многие абитуриенты выбирают экономическое образование. Поэтому в этой сфере самые востребованные те специалисты, которые являются профессионалами в своём деле и способны приносить своей компании ощутимую прибыль. Самые востребованные профессии - кредитные эксперты, финансовые аналитики, бухгалтера и профессиональные менеджеры.
Востребованность медицинских и педагогических профессий
Спрос на эти профессии есть практически во всех учреждениях данной сферы, однако есть и минус – уровень заработных плат работников медицины и образования низкий, значительно отличающийся от высококвалифицированных специалистов IT или банковской сферы.
Однако не стоит забывать, если человек чувствует, что какая-либо деятельность это его призвание, он добьётся успехов в ней, как пример – медицина, для работы в этой области, прежде всего, необходимо быть всерьёз увлечённым ею, стремиться к постоянному развитию и повышению навыков и знаний. Различные высококвалифицированные специалисты, например высококлассные нейрохирурги, вряд ли при выборе профессии ориентировались на её престиж или уровень заработной платы.
Самые востребованные профессии в сфере строительства
Работники, имеющие профессии, связанные со строительством всегда будут востребованы.
В современном мире строительство не останавливается ни на минуту, постоянно строятся новые здания. Поэтому вполне закономерно, что самые востребованные профессии есть, в том числе, и в сфере строительства.
Востребованные профессии в сфере гостиничного сервиса и туризма
Есть различные курорты, санатории, зоны отдыха, хоть и в значительно меньшей степени, чем в некоторых других странах. Многие компании сотрудничают с зарубежными коллегами, как следствие, различные деловые визиты гостей из дальнего и ближнего зарубежья явление довольно частое.
Особым спросом пользуются профессиональные администраторы, способные качественно организовать работу учреждения. Для всех работников данной области в большинстве случаев обязательно владение английским языком.
Самые востребованные рабочие профессии
Минусом рабочих профессий является невысокий уровень заработных плат и зачастую не самые комфортные условия труда.
Однако у хорошего специалиста всегда есть возможность иметь хорошую заработную плату, тем более, на фоне сильного дефицита высококвалифицированных специалистов, имеющих рабочие специальностями.
Что ожидает в будущем? Востребованные профессии через 5 лет
Сегодня технологии стремительно развиваются, повсеместная компьютеризация, инновации, нанотехнологии и различные полимерные материалы и т.д. и т.п. Вполне вероятно, что через пять лет будут пользоваться спросом квалифицированные специалисты, имеющие образование в сфере инновационных технологий.
Например, в будущем большим спросом могут пользоваться высококвалифицированные наномедики, данное направление активно развивается, уже сейчас есть научные разработки на основе микроскопических нанороботов, которые в будущем могут позволить эффективно заменить антибиотики (одно из основных средств медицины) и противовирусные препараты. Однако востребованными остаются и привычные многим поколениям профессии: врачи, педагоги, строители, инженеры, продавцы, водители и многие другие профессии, которые необходимы для существования современного общества, всегда останутся востребованными, даже через пять лет и больше.
5 самых востребованных профессий в 2013 году
- Инженер- Помимо нехватки рабочих с профессиональным образованием нехватка высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее техническое образование.
- Специалист в сфере информационных технологий- Быстро развивающаяся сфера деятельности требует всё больше кадров.
- Логист- В современном обществе, одним из главных составляющих которого являются торгово-рыночные отношения, всегда необходим персонал для их поддержания.
- Логист- В торговле и сфере услуг присутствует сильно заметная конкуренция, поэтому хороший маркетолог нужен очень многим компаниям.
- Химик- Такие квалифицированные специалисты пользуются большим спросом на предприятиях нефтехимической отрасли, в фармакологических компаниях и т.п.
Скрыть текст
|
|
Что необходимо знать родителям о последствиях употребления курительных смесей
Весь текст
|
Воздействие ароматического дыма смесей несет в себе 3 типа опасности.
1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.
2. Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость.
3. Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. С такими симптомами в 2012г. госпитализированы десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своем это подростки.
Скрыть текст
|
Советы родителям выпускников
Весь текст
|
Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экзаменам одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределить время?
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов?
Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они очень часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик, и они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении учебной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети могут сделать это сами, и наша помощь может быть как нельзя кстати. Как можно составить план работы?
Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаменационных билетов надо знать или сколько задач решить. Потом прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один – два дня на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий случай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую тоже можно разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда получается, что, скажем, за утренние часы нужно выучить всего 2-3 билета, а это задача вполне посильная. Этот план можно написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы.
Часто дети стараются выучить весь объем материала сразу, причем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает в себя семь плюс, минус две единицы информации. Поэтому, текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Мы можем подсказать детям различные способы работы с информацией, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц.
Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делиться на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляет план всего параграфа или билета. Затем ребенок выучивает по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет или параграф целиком.
Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный и активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребенку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с друзьями. В течение дня нужно также делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребенок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше заниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.
Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Этот вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учебы, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усилить общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуально, с учетом особенностей ребенка.
Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьём валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.
Во время экзаменов мы должны создать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно самому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим и надеемся на успех.
Иногда может показаться, что подобный настрой может вызвать у детей расслабление: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Кому-то из детей необходимо, выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно вашему ребенку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?»
Скрыть текст
|
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Весь текст
|
-
ДЕТИ УЧАТСЯ ТОМУ, С ЧЕМ ЖИВУТ
-
Если ребенок живет в атмосфере КРИТИКИ, то учится ОСУЖДАТЬ.
-
Если он живет в атмосфере ВРАЖДЕБНОСТИ, то учится ДРАТЬСЯ.
-
Если ребенок живет в СТРАХЕ, то учится БОЯТЬСЯ.
-
Если окружен ЖАЛОСТЬЮ, то учится БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ.
-
Если ребенка осмеивают, он учится РОБОСТИ.
-
Если к ребенку относятся С РЕВНОСТЬЮ, он учится ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ.
-
Если ребенок живет в атмосфере ТЕРПИМОСТИ, он учится быть ТЕРПЕЛИВЫМ.
-
Если ребенок чувствует ПОДДЕРЖКУ, он учится быть УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
-
Если ребенок знает ПОХВАЛУ, он учится ЦЕНИТЬ.
-
Если ребенок живет в атмосфере ПРИНЯТИЯ, он учится ЛЮБИТЬ.
-
Если ребенок чувствует ОДОБРЕНИЕ, он учится ЛЮБИТЬ СЕБЯ.
-
Если ребенок познает ПРИЗНАНИЕ, он учится ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ.
-
Если ребенок окружен ЧЕСТНОСТЬЮ, он учится ПОЗНАВАТЬ ИСТИННУЮ ПРАВДУ.
Скрыть текст
|
Для вас, Родители
Весь текст
|
Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.
Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил, слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного успокоится и сможет более спокойно мыслить.
Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего".
Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
|
"ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ КАК?"
Весь текст
|
-
Как построить нормальные отношения с ребенком?
-
Как заставить его слушаться?
-
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Безусловно, можно. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение "отравляет" психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
"Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же, как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" – всегда результат неправильного сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит довольно рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
"Со мной никто не возился, и ничего, вырос", - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывают трудности. Они узнают, что делают "все не так", пытаются вести себя по-новому, быстро "срываются", теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он является отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает?
Безусловное принятие ребенка –значит любить его не за то, что он красивый, умный, способны, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
|
Почему ребенок жадничает
Весь текст
|
То, что мы называем жадностью, время от времени проявляется почти в каждом маленьком ребенке: не поделился конфетами с братом, не дал детям во дворе поиграть со своей новой машинкой. Но в детском возрасте это качество не бывает постоянным, оно не свойственно природе ребенка и не рождается вместе с ним. Чаще всего жадность проявляется в определенной ситуации и возникает по какой-то причине. А иногда взрослые просто путают жадность с другими проявлениями детской натуры.
Ребёнок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желаний другого. Он эгоцентричен, и не только не понимает другого ребёнка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Лет после 3-х ребёнок может научиться делиться своими игрушками с другими детьми, понимая, что если он не будет идти на уступки, его просто отвергнут.
Но нежелание ребенка расставаться с привлекательным для него предметом имеет куда более глубокие корни. В возрасте от двух до четырех лет у детей происходит становление собственного „я", развитие ощущения, что «я существую». Но так как самосознание малыша развито слабо, он постоянно нуждается во внешних подтверждениях своего существования. Поэтому ребёнку так важно его собственное место в доме (кроватка, место за столом), игрушки, личные вещи – они становятся как бы его частью, символом его самого. Если кто-то покушается на его вещь, ребёнок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личное пространство.Взрослым очень важно понимать это, и тогда в действиях ребенка вы увидите не жадность, а естественное стремление отстоять себя и сохранить границы своих владений. Чувствительные и не очень общительные ребятишки и в более старшем возрасте не всегда могут воспринимать любимые вещи или игрушки отдельно от себя.
Очень часто ребенок жадничает именно с теми, к кому относится недоверчиво, недружелюбно или вовсе враждебно. Причем это могут быть не только сверстники, которые дразнят и обижают, или малознакомые дяди и тети, но даже самые близкие люди, с которыми не сложились отношения. Бывает, жадность провоцируют каприз или плохое настроение.
Что можно сделать для профилактики конфликтов.
Если ребёнок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обратить внимание ребёнка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребёнку чужую игрушку. Говорить ребенку о том, что нужно быть щедрым — этого недостаточно. Ведь для малышей знать нравственные нормы — это еще отнюдь не значит поступать в соответствии с ними. И здесь, безусловно, самую важную воспитательную роль играет пример взрослых.
Не уставайте показывать сыну или дочери, что вы очень довольны, когда он даст вам порисовать своими фломастерами, откусить кусочек яблока, побаюкать любимую куклу. Чем чаще вы будете поощрять ребенка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет это делать.
Помогите ребёнку найти укромное место, куда он может положить игрушки, которыми не хочет ни с кем делиться. Если к ребёнку собираются в гости друзья, заранее обсудите, какими игрушками они будут играть вместе, и отложите те, которые ребёнок боится сломать или которыми очень дорожит. Не берите на прогулку яркие, привлекательные для всех игрушки.
Помните, что дети нуждаются в уважении к своему праву на собственность. Они не обязаны делиться со всеми своими вещами. Нельзя заставлять делиться тем, что принадлежит только ребёнку без его желания.
Если же конфликт уже разгорелся, можно предложить детям поменяться игрушками, можно организовать совместную игру. Можно предложить детям «озвучить» проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и не хотят. Отвлеките малышей, достаньте какой-нибудь яркий предмет или начните говорить тихим или необычным голосом. Если дети дерутся из-за игрушки, заберите её и дайте понять, что не вернёте до тех пор,пока они не договорятся, как будут играть с ней без драк и ссор.
Не стоит обвинять ребенка в жадности, как бы ни был вам неприятен его поступок. Это приведёт только к формированию чувства вины, а может вызвать реакцию упрямства: ну и пусть. Он и сам не заметит, как в следующий раз сделает все назло. Чем чаще вы будете называть его жадиной, тем больше он будет склоняться к мысли, что он плохой и его никто не любит.
|
Советы для родителей и детей
Весь текст
|
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
2. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
3. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
4. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
5. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
6. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
8. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
10. Учитесь быть своему ребенку другом.
11. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
12. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
14. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.
СОВЕТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
3. Делитесь своими радостями.
4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
6. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.
10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.
|
|